Судебный мониторинг

СудебныйМониторинг

Судебный мониторинг является мощным способом содействия судебной реформе. «Диагностическая» функция мониторинга заключается в возможности сбора объективной информации о работе судебной системы и анализа ее общего состояния. Предваряя необходимость институционализации процедур судебного мониторинга и развития их методического содержания, Центр правовых программ Леонида Никитинского приступил к разработке и внедрению методик общественного наблюдения за судами в сотрудничестве с региональными уполномоченными по правам человека.

Право на наблюдение за деятельностью суда, другими словами, возможность общества знать о реальных процессах, происходящих в судебной системе, обеспечиваются  конституционными принципами свободного доступа к информации, открытого разбирательства дел во всех судах (ст. 123  Конституции РФ), а также международно-правовыми стандартами справедливого судебного разбирательства (Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод  и др.).

На первом этапе Центр разработал «Руководство по созданию программы мониторинга доступности и открытости правосудия», которое мы обсудили на деловой встрече с региональными омбудсменами, общественниками и представителями судейского сообщества.

Данная программа предполагает проведение «внешнего» общественного наблюдения за судами – без погружения в сам процесс – в двух направлениях:

  • доступность правосудия, то есть анализ внешних условий функционирования судов (наличие действующих лифтов, раздевалок и туалетов, поведение судебных приставов, возможность пройти к залам заседаний, досмотр личных вещей при входе в здание суда);
  • публичность правосудия, то есть открытость судебных заседаний (возможность присутствовать на судебном заседании) и прозрачность судебной системы (размещение информации о наличии в производстве тех или иных дел, дне, времени и месте их предполагаемого слушания, о категории дел, участниках, доступ к судебным решениям).

 

Доступность правосудия. Право на доступ к правосудию включает в себя, в том числе, фактическую (физическую) доступность суда: доступ в помещение судебного учреждения, к информации о времени и месте проведения слушаний, в зал судебного заседания. Гарантии справедливого судебного разбирательства возлагают позитивные обязательства на государство в обеспечении возможности любого лица попасть в само здание суда и на рассмотрение дела.

Помимо объективных препятствий, помехи для доступа в суд могут быть связаны с запретом судебных приставов пройти к залу заседаний, чрезмерно строгие нормы для посетителей: наличие официального документа-разрешения, паспорта для присутствия на процессе, неизбирательный досмотр личных вещей при входе в здание суда.

Публичность суда. Публичность и открытость судебного разбирательства, тесно связанные с доступом к суду, являются важным и неотъемлемым стандартом справедливого суда, закрепленным в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 6 Европейской Конвенции. Конституция Российской Федерации в статье 123 («Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом») также гарантирует данное право.  ГПК РФ (ст. 10), УПК РФ (ст. 241), КАС РФ (ст. 11) уточняют данный принцип в качестве одного из главных принципов судебного разбирательства – с предусмотренным ограничением данного права лишь в крайних случаях.

Право на гласное и открытое судебное разбирательство означает, что не только стороны в процессе, но и публика могут присутствовать на слушаниях, а суд должен обеспечить для этого помещения достаточной вместимости, в разумных пределах.

Вместе с тем, публичность распространена не только на собственно судебное заседание, но и на прозрачность действий судебной системы: размещение информации о наличии в производстве тех или иных дел, о дне, времени и месте их предполагаемого слушания, о категории дел, участниках; доступ к итоговым правоприменительным актам судов (решениям).

Право на публичное, мотивированное и своевременное судебное решение составляет часть общего права на публичное слушание. Не только все заинтересованные стороны должны иметь своевременный доступ к судебному решению, чтобы иметь возможность в том числе его обжаловать, но и широкая общественность – при условии соблюдения принципа неприкосновенности частной жизни. Тексты судебных решений в окончательной форме, согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», требуется размещать на официальных сайтах судов.

Второй этап программы общественного наблюдения за судами предполагает:

  • «адаптацию» программы мониторинга для практического применения в четырех регионах России (Воронежская, Свердловская области, Пермский край и город Санкт-Петербург), а также разработку дополнительных блоков для фокусировки на определенных проблемах судопроизводства;
  • проведение общественного наблюдения за судами в перечисленных регионах в сотрудничестве с региональными уполномоченными по правам человека;
  • представление результатов и обсуждение их с судейским сообществом.

 

 

* Проект «Мониторинг судебной деятельности с привлечением региональных активистов» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.